12.02.2015

Опять в армию? А как же работа?

12.02.2015

Статья из серии "В помощь кадровику". В статье представлена информация о том, как поступать работодателю, если работника призвали на военные сборы. А также о том, какие гарантии должны быть предоставлены работникам в случае их призыва.

5 февраля 2015 года президент Владимир Путин подписал Указ «О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2015 году». Кого могут призвать, и о чем нужно знать работодателю. И одним из главных вопросов, связанных призывом резервистов, является регулирование трудовых отношений на период сборов. При этом вопросы возникают как со стороны работодателей, так и со стороны работников. Как поступить работодателю, если работника призвали на сборы? Какие документы оформить? Как оплачивать это время? Какие права имеет работник? Разбираемся.

Паниковать не стоит

Следует отметить, что все вопросы организации и проведения военных сборов подробно расписаны в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333. В соответствии с п.9 данного Положения Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации. Таким образом, призыв резервистов является плановым, Указ Президента от 05 февраля 2015 года не является каким-либо нововведением. Следовательно, в части трудовых отношений руководствоваться следует уже привычными утвержденными нормами законодательства Российской Федерации.

Граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Иными словами, исполняющими государственные обязанности. А это значит, что работодатель воспрепятствовать призыву работника не может и обязан предоставить все гарантии, предусмотренные статьей 170 Трудового кодекса РФ, Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности".

Продолжительность сборов

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

При этом продолжительность военных сборов не может превышать 2 месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев (п. 5 Положения о проведении военных сборов).

Обязанности работодателя

Сохранение места работы. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (ст. 170 ТК РФ). О сохранении за работниками постоянного рабочего места на время военных сборов прямо сказано и в п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ.

У работодателя может возникнуть необходимость найти замену работнику, призванному на военные сборы. В таком случае возможны два варианта:

  • Привлечение другого работника к выполнению обязанностей «призывника» на условиях совмещения в установленном трудовым законодательством порядке;
  • Заключение срочного трудового договора с новым работником на время отсутствия «призывника».

Так или иначе, и срочный трудовой договор с новым работником, и выполнение дополнительной работы на условиях совмещения другим действующим специалистом прекращаются с возвращением основного работника, прошедшего военные сборы.

 

Оплата времени прохождения военных сборов. Статья 6 Закона № 53-ФЗ также обязывает работодателей выплачивать «призывникам» средний заработок за время прохождения военных сборов. Однако понесенные организацией расходы далее компенсирует Министерство Обороны. Об этом свидетельствует п. 26 Положения о проведении военных сборов.

Закон о воинской службе не устанавливает особого порядка исчисления среднего заработка. Поэтому при его расчете следует руководствоваться статьей 139 Трудового кодекса и Положением о порядке исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

Расчетный период независимо от режима работы составляет 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, за который сохраняется средний заработок. В данном случае нужно учитывать месяцы, которые предшествуют месяцу призыва на  сборы.

Календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца, а в феврале — по 28-е или 29-е число включительно (согласно ч. 3 ст. 139 ТК РФ). Если сотрудник отработал на предприятии менее 12 месяцев, в расчетный период войдет фактически отработанное время.

Таким образом, расчет среднего заработка за время прохождения военных сборов будет рассчитан следующим образом:

Средний заработок = ∑ з/п / ∑ дн. * ∑ в/с,

где средний заработок – это средний заработок за время прохождения военных сборов,

∑ з/п – это суммы заработной платы, фактически начисленные за расчетный период (т.е. за 12 месяцев),

∑ дн. – это количество фактически отработанных работником в расчетный период дней,

∑ в/с – это количество рабочих дней по графику работы, пропущенных работником в связи с прохождением военных сборов.

Чтобы компенсировать свои затраты за счет средств федерального бюджета, организация должна подать в военкомат,  призвавший  сотрудника на  сборы, сведения на официальном бланке о своих фактических расходах с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих расходы.

 

Учет времени нахождения на военных сборах. Для расчета среднего заработка работодателю необходимо правильно посчитать количество дней нахождения на военных сборах.

Сколько дней сотрудник находился на  сборах, будет указано в документе из  военного  комиссариата.

Началом военных сборов считается:

для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых к месту проведения военных сборов осуществляется в день их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), - день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части;

для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых к месту проведения военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), - день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.

Окончанием военных сборов считается:

для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых в военный комиссариат осуществляется в день их отправки с места проведения военного сбора, - день исключения гражданина из списков личного состава воинской части;

для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых в военный комиссариат осуществляется в дни, последующие за днем их отправки с места проведения военного сбора, - день прибытия гражданина в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.

 

Документальное оформление. В случае призыва работника  на   военные   сборы  военкомат присылает повестку. Эта повестка состоит из двух частей, одна из которых содержит информацию для работодателя: извещение работодателю о том, что его  работник  будет находиться на  сборах  определенное количество времени.

Данное извещение работодатель подшивает к личному делу сотрудника

Бланк повестки приведен в приложении № 1 к Положению о  военных   сборах. В документе указывают в том числе, сколько будет отсутствовать сотрудник.

Возможны случаи, когда повестка приходит не по месту проживания работника-призывника, а по месту его работы. В таком случае работодатель обязан незамедлительно уведомить работника о его призыве на военные сборы.

На основании полученной повестки работодатель издает приказ в произвольной форме о том, что работника следует считать призванным на военные сборы.

Отсутствие работника необходимо отразить и в табеле учета рабочего времени как исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству (кодовое обозначение «Г» или «23»).

 

Другие гарантии

Сохранение места работы и выплата среднего заработка за время прохождения военных сборов – не единственные гарантии «призывникам».

В связи с тем, что время прохождения работников военных сборов является временем, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы, то это время входит в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ).

Если работника призвали на военные сборы во время ежегодного оплачиваемого отпуска, то отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (ст. 124 ТК РФ).

Кроме выше указанного, Законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены и иные денежные выплаты гражданам, проходящим военные сборы, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными актами. Например, оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию; командировочные расходы и иные выплаты.

Гарантии неработающим

А что делать тем, кто не состоит в трудовых отношениях ни с одним работодателем? Такая ситуация также предусмотрена Положением о проведении военных сборов.

В случае если «призывник» состоит на учете в государственном учреждении службы занятости населения, средний заработок выплачивается по месту учета.

Неработающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения выплачивается минимальный размер оплаты труда.

Призовут не всех

От сборов освобождаются (ст. 55 Закона № 53-ФЗ):

  • женщины;
  • граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время, следователи прокуратуры, таможенники, налоговые полицейские, гражданский персонал Вооружённых Сил, органов внутренних дел, разведки, госбезопасности;
  • сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;
  • гражданский персонал Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;
  • лётно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолётов (вертолётов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;
  • плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности — в период навигации;
  • граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, — в период проведения таких работ;
  • граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций;
  • граждане, обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения в образовательных организациях;
  • граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных организациях, — на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации, подготовки дипломной работы;
  • граждане, уволенные с военной службы, — в течение двух лет со дня увольнения в запас;
  • граждане, имеющие трёх и более несовершеннолетних детей;
  • граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу;
  • граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;
  • члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
  • граждане, представленные в установленном порядке законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), — до принятия решения об отклонении представленной кандидатуры или о наделении её полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Кроме приведенного списка, от сборов будут освобождены те, кто уже проходил военную подготовку в течение трех последних лет. Связано это с нормой, согласно которой призыв на военные сборы не может быть чаще, чем один раз в три года (п.4, ст. 54 Закона № 53-ФЗ).

 

Таким образом, призыв работника на военные сборы не так уж и страшен как для работодателя, так и для самого работника.

Работнику гарантированы сохранение места работы, средний заработок, право на отпуск. А работодатель при этом не платит призванному работнику «из своего кармана» и имеет право заменить «призывника» на время его отсутствия другим работником.

И интересы всех соблюдены, и государственная обязанность выполнена.

 

 

Читайте статью также на http://ppt.ru/news/131439

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Новости компании

    С апреля 2016 года все работодатели, у которых с работниками заключены трудовые и гражданско-правовые договоры, ежемесячно сдают в ПФР форму СЗВ-М. Не представляют сведенияпо форме только ИП без работников. Стоит понимать, что нулевых сведений по форме СЗВ-М не существует, поскольку показатели в ней не числовые, а количественные — количество застрахованных работников и данные о них. Поэтому даже если в компании числится один директор – учредитель и с ним заключен договор, форму СЗВ-М подать нужно. С 2017 года форма отчета и сроки его сдачи претерпели некоторые изменения. О них и поговорим.

    С 03 октября 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда", согласно которому заработную плату надо будет выплачивать не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена, а ст. 5.27 КоАП будет предусматривать отдельную ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы.

    С 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 02 мая 2015 года № 122-ФЗ). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер.

    Гарантия качества

    Мы предоставляем 100% гарантию на все услуги представляемые нашим Центром.